Часть II
Новозаветное учение о пожертвовании и налоге
В приводимых евангелистами словах Иисуса Христа о налогах, уплачиваемых властителям земным, о церковном налоге и о добровольных пожертвованиях содержится в сжатом виде все новозаветное учение по данному вопросу.
Налог, установленный земной властью должен уплачиваться без ропота и сомнений, даже если эта власть воспринимается как чуждая. Ученики фарисеев с иродианами, искушая Спасителя, спросили Его, позволительно ли иудею «давать» подать римскому императору. «Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а божие Богу.» Церковнославянский текст точнее передает суть ответа Спасителя: «… воздадите кесарева кесареви…», т.е. отдайте долг императору римскому, который, хоть и является язычником, и завоевателем, взял на себя обязанности (как берет их любая власть) обеспечения безопасности, порядка, суда и пр. По словам св. Иоанна Златоуста: «Платить дань не значит давать, но отдавать должное; в подтверждение этого Он указывает на изображение и надпись… И людям надобно воздавать должное, и Богу – то, чем мы в отношении к нему обязаны.» Св. апостол Павел более пространно излагает в своем послании к римлянам мысль Спасителя: «Всякая душа да будет покорна высшим влястям; ибо нет власти не от Бога… начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое… Для сего вы и подати платите; ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.» О том же пишет св. ап. Петр в своем Первом Соборном послании, подытоживая сказанное лаконичным наставлением: «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите.»
Краткими, но исчерпывающими являются поучения Спасителя относительно церковного налога. Один из его видов – десятина. Фарисеи видели праведность в точнейшем соблюдении предписаний закона и тщательно и скрупулезно отделяли и отдавали десятую часть со всех своих доходов. При этом они нарушали гораздо более важные заповеди, первая из которых – заповедь о любви. По словам Христа, отдавать десятину нужно, но этого явно не достаточно для праведности: «Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать и того не оставлять.»
Очень важный смысл, относительно уплаты налогов вообще и церковного налога, в частности, имеют Его слова, сказанные св. ап. Петру после положительного ответа на вопрос собирателей церковного налога: «Учитель ваш не даст ли дидрахмы?» Церковный налог в полсикля (две драхмы), который платили ежегодно достигшие 20 лет израильские мужчины, был установлен после вавилонского плена. Средства эти шли на поддержание богослужения в храме. Нет достоверных сведений, был ли этот налог обязательным или он носил добровольный характер. Если он был добровольным, смысл слов Спасителя еще более усиливается. «Как тебе кажется, Симон? Цари земные с кого берут пошлины или подати? С сынов ли своих, или с посторонних? Петр сказал Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны; но чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду и первую рыбу, которая попадется, возьми; и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.» Иисус Христос, как Сын Божий мог не платить церковный налог. Но Он дает ученикам прекрасный урок послушания. Отказ заплатить, к тому же, мог соблазнить его сборщиков, которые в Нем видели лишь пророка или учителя и, вполне вероятно, объяснили бы этот отказ сребролюбием или неуважением к храму. По словам св. Иоанна Златоуста: «Показав наперед, что Он не подлежит подати, потом дает ее; первое делает для того, чтобы не соблазнились ученики; последнее – чтобы не соблазнились сборщики податей. Дает пошлину не как обязанный к тому, но из снисхождения к их слабости.» Следует обратить внимание и на то, каким образом были добыты деньги для уплаты налога. В контексте нашего вопроса важно то, что Спаситель повелел Петру потрудиться для того, чтобы добыть статир. Подать не была уплачена, таким образом, из хранившихся у учеников денег, т.е. из пожертвований. Тем самым, ветхозаветное правило, согласно которому пожертвования не должны использоваться для уплаты податей, не было нарушено.
Общий смысл новозаветного учения о добровольных пожертвованиях заключается в том, что они должны делаться по внутреннему расположению, а их относительный к возможностям жертвователя размер определяется степенью христианского совершенства. В Новом Завете есть слова о ценности даже небольшой жертвы ради Христа: «И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.» Тем более это касается тех, кто пожертвовал всем, что имел ради Христа. «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.» Спаситель говорит здесь о втором и третьем даре из великой триады даров: ответном (на первоначальные духовные и материальные блага и саму жизнь, дарованные Богом человеку) даре человека Богу, и, венчающих этот обмен, дарах будущего века. Способность жертвовать является важным критерием христианского совершенства. Отвечая богатому юноше на вопрос о том, чего недостает ему для совершенства, Он предложил ему раздать имение бедным, пожертвовав, тем самым, блага материальные ради благ будущего века. Юноша огорчился, поняв, что это ему пока не под силу.
Ценность добровольных пожертвований определяется не абсолютным, а относительным их размером, богатый и бедный имеют в этом отношении равные возможности, несмотря на различие их состояния. В этом смысл слов Спасителя, сказанных Им ученикам по поводу двух лепт, положенных бедной вдовой в сокровищницу храма: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое.»
Налоги и пожертвования в практике христианских общин
Апостольская община во время пребывания в ней Иисуса Христа, постоянно проповедуя Евангелие в различных местах Палестины, удовлетворяла свои скромные потребности в пище, одежде и жилище за счет пожертвований народа в натуральной и денежной форме (согласно повествованиям евангелистов, казначеем этой общины был Иуда Искариот ). Избыток сверх самого необходимого, при этом, раздавался нищим. В период между Воскресением Христовым и Пятидесятницей апостолы на некоторое время вернулись к своим обычным занятиям. В первохристианской общине Иерусалима, основанной апостолами после Пятидесятницы, практиковались лишь добровольные пожертвования. Ее члены первоначально жертвовали все свое имущество, точнее объявляли его общим и предоставляли право распоряжаться им апостолам. Нужды в церковном налоге не было. Ветхозаветные жертвоприношения потеряли смысл после принесения Спасителем себя в жертву за грехи мира. Вместо них приносилась бескровная евхаристическая Жертва.
Состояние, при котором члены общины отказывались от частной собственности, считая свое имущество непосредственно Господним, продлилось, однако, недолго. Быстрый рост числа последователей учения Христова привел к тому, что в ней стали появляться люди, для которых планка оказалась поднятой слишком высоко. История Анании и Сапфиры показывает, что некоторые члены первохристианской общины семейную собственность ставили на первое место. По этой причине, в христианской практике последующих веков воспроизведение имущественных отношений, подобных отношениям в общине апостольской осуществлялось лишь в общежительных монастырях, в которых, наряду с обетами послушания и нестяжания (т.е. отказа от частной собственности) постригаемые в монахи давали и обет безбрачия. Вероятнее всего, семейная собственность стала причиной того, что в других христианских общинах, а впоследствии и в самой общине Иерусалимской не практиковался отказ от частной собственности, а выделялась собственность церковная, церковное имущество. Подобно тому, как не всем дано вынести состояние безбрачия, не всем дано и отказаться от семейной собственности. Тем более, что для этого требуется решение как минимум двух человек.
В этой связи примечателен опыт блаж. Августина, который еще до своего обращения сделал попытку обобществить имущество членов общины, включающей узкий круг лиц, всего около десяти человек. Блаж. Августин и его друзья (один из них Романиан, особенно ратовавший за эту идею, был очень состоятельным человеком) решили сделать складчину из всего их имущества и назначать на год двух экономов из своего числа для распоряжения этим имуществом с тем, чтобы остальные были бы свободны от этих проблем. Плану не суждено было осуществиться. Как пишет блаж. Августин : « А потом стало нам приходить в голову, допустят ли это женушки, которыми одни из нас обзавелись, а я хотел обзавестись. После этого весь план наш, так хорошо разработанный, рассыпался прахом и был отброшен…» Много лет спустя, уже став епископом, блаж. Августин все таки отказался от частной собственности и этим своим примером подвиг на это же своих клириков, не имевших по западно-христианским традициям, семей. Им, по сути, была создана монашеская община в миру. Вступающие в общину, при этом, не обобщали свое имущество, а предварительно раздавали его бедным. Блаж. Августин пишет об этом так: «Я не привнес (с собою) ничего, кроме той одежды, которую всегда носил … Я начал собирать братьев, разделяющих со мной мой добрый замысел, подобных мне, ничего не имеющих, как и я ничего не имел, и подражающих мне: для того, чтобы точно так же как я продал свой скудный скарб и раздал бедным, одинаково поступили и те, которые хотели быть со мной, чтобы жить сообща.» То, что задумывали блаж. Августин и его друзья в их молодые годы, И.Зейпель называет коммунистическим экспериментом. У них, правда, хватило мудрости не начинать его. В пору же епископства он стал главою общины, приближенной, по своему строю к первохристианской общине Иерусалима.
Церковное имущество христианских общин первых веков, судя по источникам тех лет, формировалось благодаря добровольным пожертвованиям их членов и внешних жертвователей. Есть также свидетельства, о существовании некоего добровольного налога, вводимого, вероятно, когда закономерно несколько ослабевал первый жертвенный порыв составивших общину христиан. Св. ап. Павлом для галатийских христиан была установлена традиция сберегать в первый день недели посильные суммы из своих доходов для последующих пожертвований. По свидетельству св. великомученика Иустина, пожертвования, размер которых определяли сами жертвователи, собирались во время богослужений и поступали в распоряжение епископа. Этот же автор пишет о том, на что, прежде всего, расходовались собранные средства: « Состоятельные и желающие каждый дают по собственному желанию; собранное сохраняется у предстоятеля, а он помогает сиротам и вдовам, также нуждающимся вследствие болезни или другой причины, узникам и проезжающим чужестранцам, и вообще печется о всех, кто терпит нужду.» О добровольном налоге и расходах церковного бюджета сообщает Тертуллиан: «Мы составляем одно целое по общности религии, божественности дисциплины и узам надежды… Председательствуют избранные старейшины, которые заслужили эту честь не деньгами, а добрым свидетельством; ибо ничто Божие не продается за деньги. Если даже есть род кассы, то она образуется не из платы как бы за продажу религии; а каждый вносит свою скромную лепту в известный день месяца или когда хочет, если только хочет и может; ибо никто не принуждается к этому, а участвует добровольно. Это как бы вклады благочестия. Ибо из них расходуется не на пиршества, попойки и бесполезное обжорство, а на содержание и погребение бедных, на мальчиков и девочек, оставшихся без состояния и родителей, на старцев, не могущих уже выйти из дому, на потерпевших кораблекрушение, а также тех, кто находится в рудниках, на островах или под стражей за веру Божию и пользуется пропитанием как исповедник ее.»
Имущественный треугольник: Церковное имущество-жертвователи(налогоплательщики)-государственная собственность
В первые три века христианства в эпоху гонений многократно проводилась конфискация церковной собственности в пользу императорской казны. Миланский эдикт 313 года положил начало новому этапу взаимоотношений Церкви и государства. Направление потока материальных средств сменилось. Вскоре после эдикта, церковная собственность, в том числе недвижимость, конфискованная ранее или проданная частным лицам, была возвращена христианам безвозмездно с компенсацией последним за счет государства. С этих пор государства христианских народов стали способствовать сбору церковных налогов, а порой становились в этом деле посредником. Во втором случае церковный налог становился обязательным и мало чем отличался от налогов государственных. Христианский Восток в большей степени тяготел к централизованной десятине (термин Я.Н.Щапова), христианский Запад – к десятине частной, узаконенной указом императора Карла Великого в 779 году. При этом как на Востоке, так и на Западе в Средние века важнейшим источником дохода была натуральная рента с земельных наделов монастырей и епископских кафедр.
На протяжении русской истории церковные доходы формировались из различных источников. Во все времена одним из них, а в период гонений (1918-1990 гг.), фактически единственным их источником, были добровольные пожертвования. В иные периоды на первый план выходили другие способы получения церковных доходов. Российский исследователь исторического развития форм хозяйствования архимандрит Иероним (Тестин) по преобладавшим способам получения церковных доходов и типу имущественных отношений Церкви со светской властью выделяет в истории Русской Церкви шесть периодов: период централизованной десятины (988-1238 гг.); период натуральной ренты и льгот (1239-1503 гг.); период феодальной ренты и ограничений (1504-1700 гг.); период бюджетного финансирования (1701–1917 гг.); период самофинансирования (1918-1990 гг.); современный период возрождения и поиска (с 1991 г.). Преобладающие способы получения церковных доходов во многом отражали религиозно-нравственное состояние русского общества и верховной власти. За тысячелетие отношения государства и Церкви эволюционировали от сотрудничества при общем бюджете к разделению источников доходов с последующим ограничением церковных имуществ, затем к попыткам встроить Церковь в государственную машину при бюджетном финансировании, а с утерей монархической государственности – к жестоким гонениям на Церковь с лишением ее всех источников дохода, исключая, конечно, добровольные пожертвования, запретить которые государство было не в силах. В контексте нашего вопроса особенно интересны первый, четвертый и шестой периоды, в которые источниками пополнения церковного имущества преимущественно были церковные и государственные налоги.
В период централизованной десятины церковный налог собирался княжеской властью, поступал в княжескую казну, а лишь затем передавался Церкви. Точнее, из собираемой князем дани и других поступлений делались отчисления епископской кафедре. Княжеская власть, при этом, доверяла Церкви выполнение важных функций – торгового контроля, социальной защиты и, частично, суда, а также некоторых других функций. Со временем право собирать десятину получили сами епископы, что также было формой централизованного церковного налога. В этот период постепенно увеличивались церковные имения, дававшие натуральную ренту, ставшую основным источником церковных доходов к концу XIII века. Исчезновение десятины более всего связано с татарским нашествием. Казна русских князей в течение двух с лишним столетий была обременена тяжелыми данями татарам.
С начала XVIII века начался новый период отношений между Церковью и государством в России. Предпринимаемые верховной властью действия, выявляли намерение подчинить Церковь государству сделать ее частью государственной машины, своеобразным духовным ведомством. Не последнее место в попытках огосударствления Церкви занимало экономическое подчинение, выражавшееся в лишении ее собственных источников доходов и превращение в зависимый от государства социальный институт
Превращение церкви в «духовное ведомство» значительно облегчило задачу богоборцам, отделившим Церковь от государства без предоставления каких-либо источников дохода помимо добровольных пожертвований верующих. Более того, приходы были обложены налогом (тем самым облагались налогом добровольные пожертвования), церковное недвижимое имущество подвергалось разрушению, а движимое – периодическим конфискациям.
Основным источником Церковных доходов в современный период церковного возрождения в России и других восточноевропейских странах, начавшийся с конца 1980-х годов, наряду с добровольными пожертвованиями стал косвенный добровольный церковный налог. Десятина в современной практике Русской Православной Церкви отсутствует (в отличие, например, от большинства протестантских деноминаций), поскольку она была бы, по-видимому, слишком тяжким бременем для народа, выздоравливающего после десятилетий атеистической пропаганды. Косвенный добровольный церковный налог проявляется в форме рекомендуемых размеров пожертвований за требы, свечи, и пр. Многими новоначальными христианами рекомендуемый размер пожертвований воспринимается как своеобразная плата за «духовные услуги». В этом главный недостаток косвенного добровольного церковного налога. В то же время, в современных условиях он является своеобразной золотой серединой между церковной десятиной, слишком тяжкого бремени для большинства современных православных христиан и церковной кружкой, через которую проходит слишком малый в сравнении с элементарными нуждами Церкви поток средств.
Сложность состоит также и в том, что современные церковные организации в России и других по преимуществу православных странах все активнее занимаются производством товаров (печатных изданий, церковной утвари, продуктов питания и др.) и оказанием услуг ( питание, гостиничные услуги и др.). Доходы от продажи товаров и оказания услуг составляют все возрастающую долю церковных доходов. Зачастую косвенный добровольный церковный налог включается и в цену таких товаров и услуг, что усложняет картину.
В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви проведено различие между пожертвованиями и предпринимательским доходом. Пожертвования отнесены к особой форме социально-экономических отношений, отличающейся от всех видов предпринимательской выручки от продажи товаров и услуг. В Основах отмечается , что пожертвования осуществляются верующими людьми Богу, а не священнику; этот добровольный акт совершается верующими в религиозных целях; жертва призвана поддерживать не только служителей Церкви, но и весь народ Божий; жертва, посвященная Богу, неприкосновенна, что подкреплено традицией, соблюдаемой уже несколько тысячелетий. В силу этих причин на пожертвования «… не должны автоматически распространяться законы, регулирующие финансы и экономику государства, в частности, государственное налогообложение…» более того, «любые посягательства на пожертвования верующих являются преступлением перед людьми и Богом.» В отличие от пожертвований, предпринимательский доход, являющийся вынужденной формой церковных доходов, «может быть облагаем налогами» Слово «может» употреблено не случайно. Государство может и не облагать церковный бизнес налогами, избрав это как форму компенсации за ущерб, нанесенный в годы диктатуры коммунистической партии посредством конфискаций и налогообложения пожертвований.
Церковное предпринимательство отстоит от пожертвований в церковную кружку еще дальше по сравнению с косвенным добровольным церковным налогом, здесь дар умаляется, товар возрастает. В этой связи важен поиск новых источников церковных доходов, адекватных современной экономической жизни, религиозному состоянию современных людей и, одновременно, приближенных к дару. В этой связи интересен опыт некоторых европейских стран, в которых гражданам предлагается добровольно отчислять небольшую часть (гораздо меньшую десятины) своих трудовых или иных доходов в пользу избранной ими религиозной деноминации. Они, при этом, имеют полное право не делать никаких отчислений такого характера.
Источники формирования церковных доходов являются неплохим индикатором духовного здоровья общества и показателем его неоднородности. На одном полюсе здесь – добровольная жертва членов первохристианской общины Иерусалима, которые «ничего из имения своего не называли своим, но все у них было общее». На другом полюсе – доходы от предпринимательской деятельности. Где-то посередине находится церковный налог. Государство в истории христианских народов занимало различные позиции: от посредника в сборе церковного налога до разорителя церковного имущества. В целом же направление движения общества к дару или к продаже (форму дара или форму товара принимают их отношения друг к другу или по поводу вещей) с точки зрения христианской экономии свидетельствует о возрастании или деградации этой общности людей.
Мф. XXII, 18-21.
Св. Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста // Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах.- Т. VII, Кн.II. – М.: Златоуст, 2001.- С.712.
Рим. XIII, 1-7.
I Петр. II, 13,14,17.
Лк. XI, 42.
Мф. XVII, 24-27.
Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета.- Т. VIII.,- СПб., 1907. Репринт – Т.3.-Стокгольм, 1987. -С.288.
Мф. XVII, 25-27.
Св. Иоанн Златоуст, указ. соч., с.595.
Мф. X, 42.
Мф. XIX, 29.
Мф. XIX, 16-22.
Мк. XII, 43-44.
Ин. XIII, 29.
Там же.
Ин. XXI, 3.
Деян. IV, 32.
Деян. V, 1-11.
Августин Блаженный. Исповедь. VI, XIV. Августин. Исповедь/Пер. с лат. и коммент. М.Е.Сергеенко.- М.: «ГЕНДАЛЬФ», 1992.- С.155-156.
Augustinus, Sermo 355 de vita et morbius clericorum suorum, 1,2. Цит. по: Зейпель И. Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви. М., 1913., С.116.
I Кор. XVI, 1-2.
Justinus M., Apologia prima, 67. Цит. по: Зейпель И. Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви. М., 1913., С.67.
Tertullianus, Apologeticus, 39. Цит. по: Зейпель И. Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви. М., 1913., С.67.
Православная энциклопедия.- Т. VIII.- М., 2004.- С.162
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. VII.4.
Там же.
Там же.