Рунцо Д. В.
В данной статье предполагается затронуть некоторые принципы, связанные с управлением на основе текстов Библии. Об управлении уже говориться в начале Книги Книг: «И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды…» (Быт. I, 16.) Само управление является не чем-то привнесенным или изобретенным человеком, но заложенным в основании мироздания, всего созданного Богом. То же самое мы можем сказать о иерархии небесных сил бесплотных, где есть Власти и Воинства разной степени достоинства.
Иерархическое устроение и подчинение одной части другой было заложено самим Богом и наше человеческое управление, которое, по идее, должно продолжать Его замысел о нас и нашей планете.
Господь поставляет солнце «для управления днем, ибо вовек милость Его» (Пс. CXXXV, 8.). Вся идея создания мира пронизана принципом управления, и даже неживая природа несет в себе этот принцип, заложенный в нее от самого ее начала Богом. Поэтому в Его власти находятся и климатические условия, и бури, и ураганы, и дождь, и засуха и все остальное, что влияет на жизнь и деятельность человека. Для темного же времени суток премудро предусмотрена другая система управления ночью: «луну и звезды - для управления ночью, ибо вовек милость Его…» (Пс. CXXXV, 9.)
В послании к Коринфянам узнаем, что просто так в церковной структуре, по свидетельству Библии, никто не может себя самого сделать кем-то – для того нужна Божия воля, Его благословение, так как: «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки».
(I Кор. XII, 28.)
Из этого же библейского отрывка видно, что существуют и «дары»: «исцелений, вспоможения, управления, разные языки», среди которых перечислено и управление не как желание кого-либо, а как дар от Бога. То есть с одной стороны – управление это дар от Бога, а с другой этот дар должен проявляться в мире так, как Господь задумал о нем, какой изначально подразумевался принцип управления. А Господь по своей благости и любви естественно ничего плохого для людей не мог задумать, поэтому роль начальствующего прямо указана: «ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое». (Рим. XIII, 4.) Функция начальника или руководителя, проистекающая из этих библейских слов, ставить преграду злу, чтобы подчиненный не думал что его недобрые дела и устремления не останутся уже и здесь, на Земле без наказания. И старался делать добро.
И в семейной жизни предусмотрено подчинение для ее управления на пути ко спасению: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава – Бог». (I Кор. XI, 3.) Здесь четко расставлена иерархия: Бог-Христос-муж-жена. Таким образом, мы видим замысел Божий об управлении в семье и семьей. Муж берет ответственность перед Христом за свою супругу, которая, в свою очередь, имеет главу, но уже семьи, - своего мужа-христианина.
Возникает закономерный вопрос после того, что из Библии видно, что иерархия подчинения установлена свыше, вопрос о том, как следует понимать управление по христианки. На этот случай в Евангелии дает ответ Иисус Христос своим ученикам, указывая на отличия управления царившего тогда в светском секторе общества и на понимание христианской миссии: «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. XX, 25-27.)
Здесь видна разница между князьями и вельможами, которые «господствуют» и «властвуют», и христианином, который должен быть, если он хочет в глазах Бога быть первым, то он должен стать слугой и рабом ближним. Наверное, нельзя прямо перенести это на каждого начальствующего, так как Иисус Христос говорил эти слова, обращаясь к своим последователям, для которых Он сам был слугой, и за которых, как за всех нас, пришел в мир пострадать, а не править в нашем земном понимании и снимать дань.
Наверное в конкретной ситуации, связанной с управлением, могут быть различные нюансы, связанные и с духовным состоянием подчиненных, и со средой, в которой происходит управление чем-либо и кем-либо. Так как мы видим из Евангелия, что Иисус Христос был Божий Сын и имел силу и власть от Бога Отца, пославшего его к нам, то это скорее управление, если можно так сказать, на основе духовных ценностей и духовных четких приоритетов, стратегическое управление, конечная цель которого – спасение человечества. Идеальное управление.
Если приблизится к сегодняшнему дню, то можно отметить что Святейший Патриарх Кирилл говорит о том, что только лишь один «рациональный менеджмент» и голая «рациональная организация жизни», без «фундаментальных нравственных ценностей, а также с учетом традиций и менталитета народа» не может дать успешности хозяйственной и экономической жизни народа. (Патриаршее слово на встрече с руководством и членами Клуба православных предпринимателей, 7 декабря 2009 г. Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/960671.html) По словам Святейшего можно сделать вывод, что менеджмент, и организация жизни не является злом, но без духовного фундамента и учета стиля народной жизни они могут остаться лишь благими пожеланиями без реального преобразования жизни и деятельности человека.
Опубликовано: Бизнес и общество: Сборник статей VI Международной научно-практической конференции 26-28 января 2010 года, Санкт-Петербург, Россия. – Спб. 2010. – 188 с.